ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кизлярская гимназия №1 имени М.В.Ломоносова»
Утверждаю
____________________

Директор Н.А.Боровикова
Приказ №38 от 07.04.2017 г.

Адаптированная рабочая программа
начального общего образования
обучающихся
с тяжелыми нарушениями речи
на 2017 – 2021 учебный год

1

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи(далее –ТНР) (вариант 5.1)
МКОУ «Кизлярская гимназия №1 имени М.В.Ломоносова» (далее –Гимназия) определяет
содержание и организацию образовательной деятельности обучающихся с ТНР с учетом
образовательных потребностей и запросов участников образовательных отношений.
АООП НОО (вариант 5.1) разработана в соответствии со следующими
нормативными документами:
• Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 .N"«273- ФЗ.
• СанПиНами 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям
обучения и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденными
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (с
изм. от 29.06.2011, 25.12.2013, 24.11.2015),
• СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным образовательным программам для
обучающихся с ОВЗ».утвержденный постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26.
• Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования (далее — ФГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки
РФ от 6.10.2009 №373 (с изм. от 26.10.2010. 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014.
18.05.2015,31.12.2015).
• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный
приказом, Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1598.
• Уставом Школы,
• С учетом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающихся с ТНР, одобренной решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию.
Цель реализации адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования:
Обеспечение достижения выпускником НОО планируемых результатов освоения
АООП НОО (вариант 5.1) на основе комплексного психолого-педагогического
сопровождения обучающихся с ТНР.
Задачи, реализуемые при получении НОО:
• становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся:
• духовно-нравственное
развитие
и
воспитание
обучающихся,
предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок,
национальных ценностей;
• формирование желания и основ умения учиться, способности к организации
своей деятельности, выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с
учетом их индивидуальных особенностей;
•создание условий для охраны и укрепления физического, психического здоровья
обучающихся, формирование ценностей здорового образа жизни и регуляция своего
поведения в соответствии с ними:
• формирование опыта этически и экологически обоснованного поведения
в природной и социальной среде, ценностного отношения к человеку, к природе, к
миру, к знаниям, обучение навыкам общения и сотрудничества;
2

• обеспечение преемственности начального общего и основного общего
образования.
Помимо реализации общих задач при получении НОО АООП НОО (вариант
5.1)предусматривает решение специальных задач:
• своевременное выявление обучающихся с трудностями в обучении:
•
определение
особых
образовательных
потребностей
обучающихся,
обусловленных уровнем их речевого развития:
• определение особенностей организации образовательной деятельности
для категорий обучающихся
в соответствии с индивидуальными особенностями,
структурой речевого нарушения развития и степенью его выраженности;
• коррекция индивидуальных недостатков речевого развития, нормализация и
совершенствование учебной деятельности, формирование общих способностей к учению;
• осуществление
индивидуально
ориентированной
психолого-медикопедагогической помощи обучающимся с учётом психофизического и речевого развития и
индивидуальных возможностей (в соответствии
с
рекомендациями
психологомедико-педагогической комиссии);
• реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся;
• оказание
консультативной
и
методической
помощи
родителям
(законным представителям) обучающихся.
Принципы и подходы к формированию адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее –АООП)
начального общего образования (далее – НОО) обучающихся с тяжелыми нарушениями
речи (далее – ТНР) – это образовательная программа, адаптированная для обучения детей
с ТНР с учетом особенностей их психофизического и речевого развития, индивидуальных
возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию.
АООП НОО обучающихся с ТНР самостоятельно разрабатывается и утверждается
организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом(далее – ФГОС) НОО
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и с учетом
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования обучающихся с ТНР.
В основу формирования АООП НОО обучающихся с ТНР положены следующие
принципы:
принципы государственной политики Российской Федерации в области
образования (гуманистический характер образования, единство образовательного
пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования,
общедоступность образования, адаптация системы образования к уровням и особенностям
развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.) ;
принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей
обучающихся;
принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
принцип
развивающей
направленности
образовательного
процесса,
ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его«зоны
ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
онтогенетический принцип;
принцип
комплексного
подхода,
использования
в
полном
объеме
реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных
потребностей обучающихся;

3

принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП НОО
ориентировку на программу основного общего образования, что
обеспечивает
непрерывность образования обучающихся с ТНР;
принцип целостности содержания образования. Содержание образования едино.
В основе структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а понятие
«предметной области»;
принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает
возможность овладения обучающимися с ТНР всеми видами доступной им деятельности,
способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной
деятельности и нормативным поведением;
принцип переноса знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в
условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит
готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в
реальном мире, в действительной жизни; трансформирование уровня полученных
знаний в область жизнедеятельности;
принцип сотрудничества с семьей.
В основу разработки АООП НОО обучающихся с ТНР заложены
дифференцированный, деятельностный и системный подходы.
Дифференцированный подход к построению АООП НОО обучающихся с ТНР
предполагает учет особых образовательных потребностей этих обучающихся, которые
определяются уровнем речевого развития, этиопатогенезом, характером нарушений
формирования речевой функциональной системы и проявляются в неоднородности по
возможностям освоения содержания образования. АООП НОО создается в соответствии с
дифференцированно сформулированными в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
требованиями к:
структуре образовательной программы;
условиям реализации образовательной программы;
результатам образования.
Применение
дифференцированного
подхода
обеспечивает
разнообразие
содержания, предоставляя обучающимся с ТНР возможность реализовать
индивидуальный потенциал развития; открывает широкие возможности для
педагогического творчества, создания вариативных образовательных материалов,
обеспечивающих пошаговую логопедическую коррекцию, развитие способности
обучающихся самостоятельно решать учебно-познавательные и учебно-практические
задачи в соответствии с их возможностями.
Деятельностный
подход
основывается
на
теоретических
положениях
отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности
процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности
с учетом общих закономерностей развития обучающихся с нормальным и нарушенным
развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие
личности обучающихся с ТНР младшего школьного возрастаопределяется характером
организации доступной им деятельности.
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании
является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической
деятельности обучающихся, обеспечивающей овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки АООП начального общего образования обучающихся с ТНР
реализация деятельностного подхода обеспечивает:
придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и
поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых предметных
областях;
4

существенное повышение мотивации и интереса к учению;
приобретению нового опыта деятельности и поведения;
создание условий для общекультурного и личностного развития обучающихся с
ТНР на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают
не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков,
позволяющих продолжить образование наследующей ступени, но и социальной
компетенции, составляющей основусоциальной успешности.
Ключевым условием реализации деятельностного подхода выступает организация
детского самостоятельного и инициативного действия вобразовательном процессе,
снижение доли репродуктивных методов испособов обучения, ориентация на личностноориентированные, проблемно-поискового характера.
Системный подход основывается на теоретических положениях о языке,
представляющем собой функциональную систему семиотического или знакового
характера, которая используется как средство общения.
Системность предполагает не механическую связь, а единство компонентов языка,
наличие определенных отношений между языковыми единицами одного уровня и разных
уровней.
Системный подход в образовании строится на признании того, что язык существует
и реализуется через речь, в сложном строении которой выделяются
различные
компоненты (фонетический, лексический, грамматический, семантический), тесно
взаимосвязанные на всех этапах развития речи ребенка.
Основным средством реализации системного подхода в образовании обучающихся
ТНР является включение речи на всех этапах учебной деятельности обучающихся.В
контексте разработки АООП начального общего образования обучающихся с ТНР
реализация системного подхода обеспечивает:
тесную взаимосвязь в формировании перцептивных, речевых и интеллектуальных
предпосылок овладения учебными знаниями, действиями, умениями и навыками;
воздействие на все компоненты речи при устранении ее системного недоразвития в
процессе освоения содержания предметных областей, предусмотренных ФГОС НОО и
коррекционно-развивающей области;
реализацию интегративной коммуникативно-речевой цели –формирование
речевого взаимодействия в единстве всех его функций(познавательной, регулятивной,
контрольно-оценочной и др.) в соответствии с различными ситуациями.
Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования
Вариант 5.1. предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование,
полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения
образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те
же сроки обучения.
Вариант 5.1 предназначается для обучающихся с фонетико-фонематическим
или фонетическим недоразвитием речи (дислалия; легкая степень выраженности
дизартрии, заикания; ринолалия), обучающихся с общим недоразвитием речи III - IV
уровней речевого развития различного генеза
(например,
при
минимальных
дизартрических расстройствах, ринолалии и т.п.), у которых имеются нарушения всех
компонентов языка, для обучающихся с нарушениями чтения и письма.
Адаптация АООП НОО предполагает введение четко ориентированных на
удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР
коррекционных мероприятий и требований к результатам освоения обучающимися
программы коррекционной работы. Обязательными условиями реализации АООП НОО
обучающихся с ТНР являются логопедическое сопровождение обучающихся,
согласованная работа учителя-логопеда с учителем начальных классов с учетом особых
образовательных потребностей обучающихся.
5

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ТНР
У детей с фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитиемречи
наблюдается нарушение процесса формирования произносительнойсистемы родного
языка вследствие дефектов восприятия и произношенияфонем.
Отмечается
незаконченность
процессов
формированияартикулирования и восприятия звуков,
отличающихся тонкими акустико-артикуляторными признаками. Несформированность
произношения звуковкрайне вариативна и может быть выражена в различных
вариантах:отсутствие,
замены
(как
правило,
звуками
простыми
по
артикуляции),смешение, искаженное произнесение (не соответствующее нормам
звуковойсистемы родного языка).
Определяющим признаком фонематического недоразвития являетсяпониженная
способность к дифференциации звуков, обеспечивающаявосприятие фонемного состава
родного языка, что негативно влияет наовладение звуковым анализом.
Фонетическое недоразвитие речи характеризуется нарушениемформирования
фонетической стороны речи либо в комплексе (чтопроявляется одновременно в
искажении звуков, звукослоговой структурыслова, в просодических нарушениях), либо
нарушением формированияотдельных компонентов фонетического строя речи (например,
толькозвукопроизношения или звукопроизношения и звукослоговой структурыслова).
Такие обучающиеся хуже, чем их сверстники запоминают речевойматериал, с большим
количеством ошибок выполняют задания, связанные сактивной речевой деятельностью.
Обучающиеся с нерезко выраженным общим недоразвитием речихарактеризуются
остаточными
явлениями
недоразвития
лексико-грамматических и фонетикофонематических компонентов языковой системы.У таких обучающихся не отмечается
выраженных нарушенийзвукопроизношения. Нарушения звукослоговой структуры слова
проявляютсяв различных вариантах искажения его звуконаполняемости как на
уровнеотдельного слога, так и слова. Наряду с этим отмечается недостаточнаявнятность,
выразительность речи, нечеткая дикция, создающие впечатлениеобщей смазанности речи,
смешение
звуков,
свидетельствующее
о
низкомуровне
сформированности
дифференцированного восприятия фонем иявляющееся
важным
показателем
незакончившегося процессафонемообразования.
У обучающихся обнаруживаются отдельные нарушения смысловойстороны речи.
Несмотря на разнообразный предметный словарь, в немотсутствуют слова, обозначающие
названия некоторых животных, растений,профессий людей, частей тела. Обучающиеся
склонны использовать типовыеи сходные названия, лишь приблизительно передающие
оригинальноезначение слова. Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких
поситуации, по значению, в смешении признаков. Выявляются трудности
передачи обучающимися системных связей и отношений, существующихвнутри
лексических групп. Обучающиеся плохо справляются с установлениемсинонимических и
антонимических отношений, особенно на материале слов сабстрактным значением.
Недостаточность
лексического
строя
речи
проявляется
в
специфическихсловообразовательных
ошибках.
Правильно
образуя
слова,
наиболееупотребляемые в речевой практике, они по-прежнему затрудняются
впродуцировании
более
редких,
менее
частотных
вариантов.
Недоразвитиесловообразовательных процессов, проявляющееся преимущественно
внарушении
использования
непродуктивных
словообразовательных
аффиксов,препятствует
своевременному
формированию
навыков
группировкиоднокоренных слов, подбора родственных слов и анализа их состава,
чтовпоследствии сказывается на качестве овладения программой по русскомуязыку.
Недостаточный уровень сформированности лексических средств языкаособенно
ярко проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц спереносным значением.
6

В грамматическом оформлении речи часто встречаются ошибки вупотреблении
грамматических форм слова.
Особую сложность для обучающихся представляют конструкции с придаточными
предложениями, что выражается в пропуске, замене союзов, инверсии. Лексикограмматические средства языка у обучающихся сформированные одинаково. С одной
стороны, может отмечаться незначительное количество ошибок, которые носят
непостоянный характер и сочетаются с возможностью осуществления верного выбора при
сравнении правильного и неправильного ответов, с другой – устойчивый характер
ошибок, особенно в самостоятельной речи.
Отличительной
особенностью
является
своеобразие
связной
речи,
характеризующееся нарушениями логической последовательности, застреванием на
второстепенных деталях, пропусками главных событий, повторами отдельных эпизодов
при составлении рассказа на заданную тему, по картинке, по серии сюжетных картин. При
рассказывании о событиях из своей жизни, составлении рассказов на свободную тему с
элементами творчества используются, в основном, простые малоинформативные
предложения.
Наряду с расстройствами устной речи у обучающихся отмечаются разнообразные
нарушения чтения и письма, проявляющиеся в стойких, повторяющихся, специфических
ошибках при чтении и на письме, механизм возникновения которых обусловлен
недостаточной сформированностью
базовых высших психических функций,
обеспечивающих процессы чтения и письма в норме.
Особые образовательные потребности обучающихся с ТНР
К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с
ТНР относятся:
- выявление в максимально раннем периоде обучения детей группы риска (совместно со
специалистами медицинского профиля) и назначение логопедической помощи на этапе
обнаружения первых признаков отклонения речевого развития;
- организация логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением
перед началом обучения в школе; преемственность содержания и методов дошкольного и
школьного образования и воспитания, ориентированных на нормализацию или полное
преодоление отклонений речевого и личностного развития;
- получение начального общего образования в условиях образовательных организаций
общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям
обучающегося и степени выраженности его речевого недоразвития;
- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого
как через содержание предметных и коррекционно-развивающей областей и
специальных курсов, так и в процессе индивидуальной/подгрупповой логопедической
работы;
- создание условий, нормализующих/компенсирующих состояние высших психических
функций, анализаторной, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности на
основе обеспечения комплексного подхода при изучении обучающихся с речевыми
нарушениями и коррекции этих нарушений;
- координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в
процессе комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения;
- получение комплекса медицинских услуг, способствующих устранению или
минимизации первичного дефекта, нормализации моторной сферы, состояния высшей
нервной деятельности, соматического здоровья;
- возможность адаптации основной общеобразовательной программы при изучении
содержания учебных предметов по всем предметным областям с учетом необходимости
коррекции речевых нарушений и оптимизации коммуникативных навыков учащихся;

7

- гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения
содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и
использования соответствующих методик и технологий;
- индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для
разных категорий обучающихся с ТНР;
постоянный
(пошаговый)
мониторинг
результативности
образования
и
сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики развития
речевых процессов, исходя из механизма речевого дефекта;
- применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе
специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных
средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на
речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью;
- возможность обучаться на дому и/или дистанционно при наличии медицинских
показаний;
- профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации путем
максимального расширения образовательного пространства, увеличения социальных
контактов, обучения умению выбирать и применять адекватные коммуникативные
стратегии и тактики;
- психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения в
коррекционно-развивающую работу с ребенком, организация партнерских отношений с
родителями.

Планируемые результаты освоения обучающимися
с тяжелыми нарушениями речи адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с
ТНР АООП НОО соответствуют ФГОС НОО.
Планируемые результаты освоения обучающимися с ТНР АООП НОО
дополняются результатами освоения программы коррекционной работы.
Планируемые результаты освоения обучающимися с тяжелыми нарушениями речи
программы коррекционной работы
Требования к результатам освоения программы коррекционной работы должны
соответствовать требованиями ФГОС НОО, которые дополняются группой специальных
требований.
Требования к результатам коррекционной работы по преодолению нарушений
устной речи, преодолению и профилактике нарушений чтения и письма: отсутствие
дефектов звукопроизношения и умение различать правильное
и
неправильное
произнесение
звука;
умение
правильно воспроизводить различной сложности
звукослоговую структуру слов как изолированных, так и в условиях контекста;
правильное восприятие, дифференциация, осознание и адекватное использование
интонационных средств выразительной четкой речи; умение произвольно изменять
основные акустические характеристики голоса; умение правильно осуществлять членение
речевого
потока
посредством
пауз,
логического
ударения, интонационной
интенсивности; минимизация фонологического дефицита(умение дифференцировать на
слух и в произношении звуки, близкие по артикуляторно-акустическим признакам);
умение осуществлять операции языкового анализа и синтеза на уровне предложения и
слова; практическое владение основными закономерностями грамматического и
лексического строя речи; сформированность лексической системности; умение правильно
употреблять грамматические формы слов и пользоваться как продуктивными, так и
непродуктивными словообразовательными моделями; овладение синтаксическими
8

конструкциями различной сложности и их использование; владение связной речью,
соответствующей
законам
логики,
грамматики,
композиции,
выполняющей
коммуникативную функцию; сформированность языковых операций, необходимых для
овладения чтением и письмом; сформированность
психофизиологического,
психологического, лингвистического уровней, обеспечивающих овладение чтением и
письмом; владение письменной формой коммуникации (техническими и смысловыми
компонентами чтения и письма); позитивное отношение и устойчивые мотивы к изучению
языка; понимание роли языка в коммуникации, как основного средства человеческого
общения.
Требования к результатам овладения социальной компетенцией должны отражать:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении: умение адекватно оценивать свои силы,
понимать, что можно и чего нельзя: в еде, физической нагрузке, в приеме медицинских
препаратов, осуществлении вакцинации; написать при необходимости SMS-сообщение;
умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать
возникшую проблему; выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей;
умение принимать решения в области жизнеобеспечения; владение достаточным
запасом фраз и определений для обозначения возникшей проблемы;
- овладение социально­бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни:
прогресс в самостоятельности и независимости в быту и школе; представления об
устройстве домашней и школьной жизни; умение адекватно использовать лексикон,
отражающий бытовой опыт и осуществлять речевое сопровождение своих действий,
бытовых ситуаций; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела;
умение адекватно оценивать свои речевые возможности и ограничения при участии в
общей коллективной деятельности; умение договариваться о распределении функций в
совместной деятельности; стремление ребенка участвовать в подготовке и проведении
праздника; владение достаточным запасом фраз и определений для участия в подготовке и
проведении праздника;
- овладение навыками коммуникации: умение начать и поддержать разговор, задать
вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие; умение
поддерживать продуктивное взаимодействие в процессе коммуникации; умение получать
информацию от собеседника и уточнять ее; прогресс в развитии информативной функции
речи; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях коммуникации в
соответствии с коммуникативной установкой; позитивное отношение и устойчивая
мотивация к активному использованию разнообразного арсенала средств коммуникации,
вариативных речевых конструкций; готовность слушать собеседника и вести диалог;
умение излагать свое мнение и аргументировать его; умение использовать коммуникацию
как средство достижения цели в различных ситуациях; прогресс в развитии
коммуникативной функции речи;
- дифференциацию и осмысление картины мира: адекватность бытового поведения
ребенка с точки зрения опасности (безопасности) для себя и окружающих; способность
прогнозировать последствия своих поступков; понимание значения символов, фраз и
определений, обозначающих опасность и умение действовать в соответствии с их
значением; осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего
места в нем; умение устанавливать причинно-следственные связи между условиями
жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мирена
основе наблюдений и практического экспериментирования; умение устанавливать
взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе,
соответствовать этому порядку; наличие активного взаимодействие с миром, понимание
собственной результативности; прогресс в развитии познавательной функции речи;
9

- дифференциацию и осмысление адекватно возрасту своего социального окружения,
принятых ценностей и социальных ролей: знание правил поведения в разных социальных
ситуациях с людьми разного статуса(с близкими в семье, учителями и учениками в школе,
незнакомыми людьми в транспорте и т.д.); наличие достаточного запаса фраз и
определений для взаимодействия в разных социальных ситуациях и с людьми разного
социального статуса; представления о вариативности социальных отношений; готовность
к участию в различных видах социального взаимодействия; овладение средствами
межличностного взаимодействия; умение адекватно использовать принятые в окружении
обучающегося социальные ритуалы; умение передавать свои чувства в процессе
моделирования социальных отношений; прогресс в развитии регулятивной функции речи.
Эти требования конкретизируются в соответствии с особыми образовательными
потребностями обучающихся.

Система оценки достижения обучающимися
с тяжелыми нарушениями речи планируемых результатов освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования
Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов
освоения АООП НОО соответствует ФГОС НОО.
Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов
освоения АООП НОО должна позволять вести оценку предметных, метапредметных и
личностных результатов, в том числе итоговую оценку, обучающихся с ТНР, освоивших
АООП НОО.
Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов
освоения АООП НОО должна предусматривать оценку достижения обучающимися с
ТНР планируемых результатов освоения программы коррекционной работы в поддержке
освоения АООП НОО, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся, успешность в развитии различных видов деятельности.
Оценка достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения
программы коррекционной работы
Предметом оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов
освоения программы коррекционной работы является достижение уровня речевого
развития, оптимального для обучающегося при реализации вариативных
форм
логопедического воздействия (подгрупповые, индивидуальные логопедические занятия)
с сохранением базового объема знаний и умений в области общеобразовательной
подготовки.
В качестве метода оценки результатов, помимо указанных в ООП НОО Школы, может
использоваться метод экспертной оценки (заключения специалистов шПМПк) на основе
мнений группы специалистов школьного психолого-педагогического консилиума
(шПМПк), работающих с ребенком.

10

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
1 Программа формирования УУД _АООП НОО обучающихся с ТНР (далее Планируемые результаты) соответствует ООП НОО гимназии.
2. Рабочие
программы по учебным предметам: математика, окружающий мир,
технология, музыка, изобразительное искусство, физкультура, внеурочной деятельности
соответствуют ООП НОО гимназии. Рабочие программы по учебным предметам русский
язык и литературное чтение учитывают особые образовательные потребности
обучающихся с ТНР посредством индивидуализации и дифференциации
образовательной деятельности.
3.Программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ТНР
соответствуют ООП НОО Школы.
4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа
жизни соответствуют ООП НОО.
5. Программа коррекционной работы
Программа коррекционной работы направлена на осуществление специальной
поддержки (сопровождения) освоения АООП НОО (вариант 5.1) обучающимися с ТНР.
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями:
• Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273- ФЗ;
• СанПиНами 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям
обучения и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденными
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29,12,2010 №189 (с
изм. от 29.06.2011, 25.12.2013, 24. 11.2015),
• СанПин2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным образовательным программам для
обучающихся с ОВЗ», утвержденный постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 10. 07.20 15 №26.
• Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования (далее - ФГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки
РФ от 6.10.2009 №373 (с изм. от 26.10,2010. 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014,
18.05.2015, 31.12.2015),
• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный
приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1 598,
• Уставом МКОУ КГ№1.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий
обучения, и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности
обучающихся с ТНР посредством индивидуализации и дифференциации образовательной
деятельности.
В целях удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР
программа коррекционной работы расширяется за счет включения индивидуальноориентированного
коррекционно-логопедического
воздействия,
сквозными
направлениями которого выступают: работа по преодолению нарушений фонетического
компонента речевой функциональной системы;
фонологического
дефицита
и
совершенствованию лексико-грамматического строя речи, связной речи, по профилактике
и коррекции нарушений чтения и письма, по развитию коммуникативных навыков.
Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-воспитательного
процесса, при изучении предметов учебного плана и на логопедических занятиях,
проводимых на базе организованных при общеобразовательных организациях
логопедических пунктах, где осуществляется коррекция нарушений устной речи,
11

профилактика и коррекция нарушений чтения и письма, препятствующих
полноценному усвоению программы по всем предметным областям, работа по
формированию полноценной речемыслительной деятельности.
Программа коррекционной работы реализуется в ходе всего учебнообразовательного процесса:
•
через
содержание
и
организацию
образовательной
деятельности
(индивидуальный и дифференцированный подход, развитие сознательного использования
языковых средств в различных коммуникативных ситуациях с целью реализации
полноценных социальных контактов с окружающими; обеспечение обучающемуся
успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения
к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному
обучению);
• в рамках внеурочной деятельности, курсов коррекционно-развивающей
области в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий
(по оказанию коррекционной помощи в овладении базовым содержанием обучения,
коррекции нарушений устной речи, коррекции и профилактике нарушений чтения и
письма, препятствующих полноценному усвоению программы по всем предметным
областям);
• в
рамках психологического и социально-педагогического сопровождения
обучающихся; степень участия специалистов сопровождения Школы варьируется по
необходимости;
Целью программы коррекционной работы является комплексное психолого-медикопедагогическое сопровождение процесса освоения АООП НОО (вариант 5.1) на основе
осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательной
деятельности (позволяющего учитывать особые образовательные потребности обучающихся
с ОВЗ (ТНР), в том числе детей -инвалидов.
Задачи программы:
• своевременное выявление детей с ТНР;
• определение особых образовательных потребностей детей с ТНР;
• определение особенностей организации образовательной деятельности для
рассматриваемой г, категории обучающихся в соответствии с индивидуальными
особенностями, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
• создание условий, способствующих освоению обучающимися с ТНР АООП НОО;
• осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической
помощи рассматриваемой категории обучающихся с учётом особенностей их психического
и (или) физического развития, индивидуальных возможностей:
• организация индивидуально-ориентированного коррекционно-логопедического
воздействия (занятий) по преодолению нарушений фонетического компонента речевой
функциональной системы; фонологического дефицита и совершенствованию лексикограмматического строя речи, связной речи, по профилактике и коррекции нарушений
чтения и письма, по развитию коммуникативных навыков обучающихся с ТНР;
• разработка и реализация индивидуальных учебных планов (при необходимости);
• реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ;
• оказание консультативной и методической помощи родителям (законным
представителям) детей указанной категории обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
• Принцип соблюдения интересов обучающегося - специалист
призван решать
проблему обучающегося с максимальной пользой и в его интересах.

12

• Принцип системности - обеспечивает системный подход к анализу особенностей
развития и коррекции нарушений обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, то есть единство диагностики, коррекции и развития, а также
взаимодействие и согласованность действий специалистов в решении проблем
обучающегося, участие в данном процессе всех
участников образовательной
деятельности.
• Принцип непрерывности - гарантирует обучающемуся и его родителям (законным
представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения
подхода к её решению.
• Принцип вариативности - предполагает создание вариативных условий для
получения образования обучающимися, имеющими различные недостатки в физическом
и (или) психическом развитии.
• Принцип рекомендательного характера оказания помощи - обеспечивает
соблюдение
гарантированных
законодательством
прав
родителей
(законных
представителей) детей с ОВЗ выбирать формы получения детьми образования,
организации, осуществляющие образовательную деятельность, защищать законные
права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями
(законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ОВЗ в
специальные (коррекционные) организации, осуществляющие образовательную
деятельность (классы, группы).
Содержание программы коррекционной работы для каждого обучающегося указанной
категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяется в
соответствии с рекомендациями ПМПК, ИПР.
Программа
коррекционной
работы
включает взаимосвязанные
направления, которые отражают её содержание:
• диагностическая работа;
• коррекционно-развивающая работа;
• консультативная работа;
• информационно-просветительская работа.
Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление обучающихся с
ТНР, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию
им психолого-медико-педагогической помощи.
Диагностическая работа включает:
• раннюю (с первых дней пребывания обучающегося в Школе) диагностику
отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации:
• комплексный сбор сведений об обучающемся на основании диагностической
информации;
• определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося
указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, выявление
его резервных возможностей;
• изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей
обучающихся:
• изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
13

• изучение
адаптивных
возможностей
и
уровня
социализации
обучающегося указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья;
•системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой
развития ребёнка;
• анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную
специализированную помощь (поддержку) в освоении базового содержания образования и
коррекции нарушений устной речи, коррекции и профилактике нарушений чтения и письма,
препятствующих полноценному усвоению программы по всем предметным областям,
способствует формированию универсальных учебных действий у указанной категории
обучающихся с ОВЗ (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных),
Коррекционно-развивающая работа включает:
• выбор оптимальных для развития указанной категории обучающихся
с ОВЗ с коррекционных
программ/методик, методов и приёмов обучениям в
соответствии с его особыми образовательными потребностями;
• организацию и проведение педагогами и специалистами индивидуальных и
групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления
нарушений развития и трудностей обучения (согласно расписанию коррекционноразвивающих занятий специалистов);
• системное воздействие на учебно-познавательную деятельность обучающегося
в динамике образовательного
процесса,
направленное
на
формирование
универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;
• коррекцию и развитие высших психических функций;
• развитие эмоционально-волевой и личностной сфер указанной категории
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и психокоррекцию его
поведения;
•социальную защиту указанной категории обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья в случаях неблагоприятных условий жизни при
психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная
работа
обеспечивает
непрерывность
специального
сопровождения указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных
психологопедагогических условий обучения, воспитания, коррекции развития и социализации
обучающихся.
Консультативная работа включает:
• выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям
работы с обучающимся, единых для всех участников образовательного процесса:
• консультирование
специалистами
педагогов
по
выбору
индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся;
• к о н с ул ь т а т и в н у ю помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и
приёмов коррекционного обучения ребёнка.
Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную
деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для
данной категории обучающихся, со всеми участниками образовательного процесса —
14

обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями
(законными представителями), педагогическими работниками.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
• различные формы просветительской деятельности (лекции, б еседы,
информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам
образовательного процесса — обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в
развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам —
вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
• проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по
разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Реализация указанных направлений по системному сопровождению (специальной
поддержке) указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
в Школе обеспечивается наличием в Школе специалистов разного профиля (педагоговпсихологов, учителей-логопедов, социального педагога) и школьного психолого-медикопедагогического консилиума (далее — шПМПк), которые входят в его постоянный состав.
ПМПк является основным механизмом взаимодействия специалистов. Персональный
состав шПМПк ежегодно утверждается приказом директора Школы.
| Основные требования к условиям реализации программы:
- психолого-педагогическое обеспечение;
- программно-методическое обеспечение;
- кадровое обеспечение;
- материально-техническое обеспечение.
Психолого-педагогическое обеспечение
• обеспечение дифференцированных условии (оптимальный режим учебных
нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в
соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, ИПР:
• обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность
учебно-воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
соблюдение комфортного психоэмоционального режима: использование современных
педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для
оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);
•
обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса
специальных задач: обучения, ориентированных на особые образовательные потребности
указанной категории, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; введение
в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития
ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося
сверстника: использование специальных методов, приёмов, средств обучения,
специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных па
особые
образовательные
потребности---детей:
дифференцированное
и
индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка;
комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и
групповых коррекционных занятиях);
15

• обеспечение
здоровьесберегающих
условий
(оздоровительный
и
охранительный режим,
укрепление
физического
и
психического
здоровья,
профилактика
физических, умственных
и психологических
перегрузок
обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
• обеспечение участия указанной категории обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития,
вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурноразвлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий:
• развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения
психического и (или) физического развития.
Программно-методическое обеспечение
В процессе реализации Программы коррекционной работы используются:
• адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего
образования,
• коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционноразвивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной
деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда,
• случаях обучения детей с выраженными нарушениями психического и (или)
физического развития по индивидуальному учебному плану - использование
адаптированных образовательных программ.
Кадровое обеспечение
Коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей
квалификации, имеющими специализированное образование, и педагогами, прошедшими
обязательную курсовую профессиональную подготовку.
В штатное расписание Школы введены ставки учителя-логопеда, педагогапсихолога, социального
педагога.
Уровень
квалификации
работников
образовательного учреждения соответствует квалификационным характеристикам по
соответствующей должности.
Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми,
имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки
педагогического коллектива Школы. Для этого обеспечено повышение квалификации
работников образовательных учреждений, занимающихся решением вопросов образования
детей с ОВЗ.
Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащих
материально-технических условий для беспрепятственного доступа детей с
недостатками физического и (или) психического развитая в здание и
помещениягимназии, организацию их пребывания обучения (архитектурная среда для
обучающихся с ОВЗ), также позволяющих, обеспечить адаптивную и коррекцнонноразвивающую среду;
• наличие кабинета для занятии с педагогом-психологом(1)
• наличие кабинета для логопедических занятий (2)
16

• наличие кабинета для занятий ритмикой (1)
Информационное обеспечение
Необходимым условием реализации программы является создание информационной
образовательной среды, и на этой основе развитие дистанционной формы обучения детей,
имеющих трудности в передвижении, с использованием современных
информационно-коммуникационных технологий.
Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ограниченными
возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым
источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим
наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам
деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.
Планируемые результаты Программы коррекционной работы:
1.
Положительная динамика в освоении обучающимися базового уровня
содержания образования - достижение личностных, метапредметных. предметных
результатов АООП НОО.
2.
Максимально возможная коррекция недостатков физического и/или
психического развития.
3.
Социальная адаптация обучающихся.
Планируемые результаты Программы коррекционной работы конкретизируются
в программах обязательных коррекционно-развивающих курсов.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
1. Учебный план АООП
Учебный план АООП НОО вариант 5.1 (обязательные предметные области
учебного плана и учебные предметы) соответствуют ООП НОО школы.
2. План внеурочной деятельности
План внеурочной деятельности АООП НОО (вариант 5.1) разработан
на
основе следующих нормативно-правовых документов:
• Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273ФЗ,
• СанПиНами 2.4,2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям обучения и организации обучения в общеобразовательных учреждениях",
утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
29.12.2010 №189 (с изм. от 29.06.2011, 25.12.2013. 24.11.2015),
• СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным образовательным программам для
обучающихся с ОВЗ», утвержденный постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26,
• Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования (далее — ФГОС), утвержденным приказом Министерства
образования науки РФ от 6.10.2009 №373 (с изм. от 26.10.2010, 22.09.2011,
18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015, 31.12.2015),
17

• Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1598.
План внеурочной деятельности направлен на достижени е обучающимися
планируемых результатов освоения АООП начального общего образования и
обеспечивает
реализацию
индивидуальных
особенностей,
образовательных
потребностей и запросов обучающихся, их родителей (законных представителей).
Реализуется оптимизационная модель внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность для обучающихся 1-4 классов организуется в объеме до
10 часов в неделю по следующим направлениям:
• спортивно-оздоровительное
• общекультурное
• общеинтеллектуальное
• духовно-нравственное
• социальное.
Для обучающихся с ТНР обязательной частью внеурочной деятельности
является коррекционно-развивающая область.
Коррекционно-развивающая
область
поддерживает
процесс
освоения
содержания
АООП НОО, обеспечивает коррекцию недостатков в развитии обучающихся.
Часы, отводимые на коррекционно-развивающую область, включаются в часы,
отводимые на внеурочную деятельность (в объеме не менее 5 часов), и являются
обязательными. Содержание коррекционно-развивающей работы определяется на
основе рекомендаций ТПМПК, ИПРА.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, включая коррекционно-развивающую
область, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки
обучающихся.
Чередование учебной и внеурочной деятельности, включая коррекционно-развивающую область, ООП НОО определяет Школа.
Распределение
часов
внеурочной
деятельности
по
направлениям
(включая коррекционно-развивающую область) с указанием формы организации,
названия, количества часов на каждый класс на текущий учебный год в Приложении 2.
Рабочие программы курсов коррекционно-развивающих занятий АООП НОО
вынесены в Приложение 3.
3.Календарный учебный график
Календарный учебный график соответствуют календарному учебному графику
ООН НОО школы.
4. Система условий реализации АООП НОО
Нормативные условия
В рамках данного направления формируется банк нормативно-правовых документов
федерального, регионального, муниципального и школьного уровней.
Разработана и реализуется мониторинг метапредметных универсальных учебных
действий (УУД) на уровне начального общего образования (данную работу проводит педагогпсихолог совместно с учителями начальных классов).
Разработаны и реализуются рабочие программы на ступень обучения по учебным
предметам, курсам внеурочной деятельности, курсам коррекционно-развивающей
области.
Организационно-содержательные условия
Рассматриваются различные вопросы реализации АООП НОО (вариант 5.1), работа
по самообразованию педагогов планируется с учетом необходимости реализации
коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса.
18

Проводятся школьные семинары для учителей начальных классов, в рамках которых
учителя дают открытые уроки по разным учебным предметам с использованием личностноориентированного, деятельностного, дифференцированного подходов в обучении, ИКТ
технологий.
Формируется электронная база методических материалов, виртуальный методический
кабинет с рабочими программами на ступень обучения и календарно-тематическим
планированием по учебным предметам, курсам внеурочной деятельности, курсам
коррекционно-развивающей области.
Реализуется оптимизационная модель организации внеурочной деятельности.
Данная модель наиболее соответствует возможностям школы: в ее реализации могут
принимать участие все педагогические работники учреждения (учителя, учителя-логопеды,
социальный педагог, педагог-психолог, воспитатель и др.), происходит оптимизация
внутренних ресурсов школы.
Кадровые условия
Учителя начальной школы, учителя-предметники, специалисты имеют высшее
профессиональное образование, планово поэтапно проходят курсовую переподготовку на
базе ИОР.
Ежегодно организуется психолого-педагогическое сопровождение участников
образовательных отношений на уровне начального общего образования в рамках
школьного ПМПк, в постоянный состав которого входят учителя-логопеды, педагогипсихологи, социальный педагог. Организовано взаимодействие со специалистами
ТПМПК (на договорной основе).
Материально -технические условия
Материально-техническое
обеспечение
заключается
в
создании
надлежащих материально-технических условий для беспрепятственного доступа детей
с недостатками физического и (или) психического развития в здание и помещения
Школы, организацию их пребывания,
обучения
(архитектурная
среда для
обучающихся с ОВЗ), также позволяющих обеспечить адаптивную и коррекционноразвивающую среды Школы:
• наличие- кабинета для занятий с педагогом-психологом(1)
• наличие кабинета для логопедических занятий (2)
• наличие кабинета для занятий ритмикой (1)
Реализация АООП НОО требует обеспечение оснащенности учебного процесса и
оборудования учебных помещений в соответствии с Федеральными требованиями в части
минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений
(приказ Министерства образования и науки РФ от 04 октября 2010г. От №986).
Реализация
данного направления определяет необходимость укомплектования
начальной школы современным оборудованием, обеспечивающим возможность
использования и создания информации, выступления с аудио-, видео- и графическим
сопровождением (компьютер, проектор, интерактивная доска и т.п.), возможность
осуществления информационного взаимодействия в локальных и глобальных сетях,
доступа к печатным и электронным образовательным ресурсам федеральных и
региональных центрах информационно-образовательных ресурсов.
Классы
оборудованы и используются педагогами для проведения уроков с
применением образовательных ИКТ (использованием электронных приложений к
учебникам, осуществления проектной деятельности и т.п.). Кабинет педагога-психолога
оборудован ноутбуком, имеется сенсорная комната. Все кабинеты начальных классов,
специалистов оборудованы безопасным доступом в Интернет с целью использования
электронных образовательных ресурсов федеральных и региональных центров)
информационно-образовательных ресурсов.
Информационные условия
Особенности организации учебного процесса в классах АООП НОО размещаются на
сайте Школы; рассматриваются в ежегодном публичном отчете Школы; являются
19

обязательными вопросами на проводимых в течение года общешкольных родительских
собраний для будущих первоклассников, а также на классных родительских собраниях.

20

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (87239)2-04-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».