Приложение №1 к приказу № 23/1 от 20.02.2022 Положение о внутренней системе оценки качества образования в МКОУ «Кизлярская гимназия №1 имени М.В. Ломоносова» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о внутренней системе оценки качества образования (далее — Положение) в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Кизлярская гимназия №1 имени М.В. Ломоносова» (далее — ОО) закрепляет и регулирует: структуру ВСОКО и ее основные направления; порядок организации и проведения контрольно-оценочных процедур; подходы к обеспечению объективности ВСОКО; соответствие результатам независимой оценки качества образования; направления и критерии мониторинга личностных и диагностики метапредметных образовательных результатов; общие требования к оценочным средствам реализации рабочих программ; состав внутришкольных мониторингов; структуру отчета по самообследованию. 1.2. В Положении учтена действующая в РФ система федерального государственного контроля качества образования, подходы к независимой системе оценки качества образования; национальные исследования качества образования и международные сопоставительные исследования качества образования. 1.3. Положение выступает основой для проектирования систем оценки достижения образовате льных результатов обучающихся в рамках программ основного образования по уровням. 1.4. Положение разработано в соответствии: с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»; Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерством просвещения Российской Федерации от 28.08.2020 № 442; Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642; Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам»; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.09.2017 № 955 «Об утверждении показателей мониторинга системы образования»; ФГОС НОО, утвержденным приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 ФГОС ООО, утвержденным приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 ФГОС СОО, утвержденным приказом Минпросвещения России от 17.05.2012 № 413; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598; Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599; Порядком проведения самообследования в образовательной организации, ут вержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.06.2013 № 462; Показателями деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.12.2013 № 1324; Показателями, характеризующими общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образователь ную деятельность, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.12.2014 № 1547; Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки № 590, Министерства просвещения Российской Федерации № 219 от 06.05.2019 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Уставом ОО; Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля и проме жуточной аттестации обучающихся ОО; Положением об индивидуальном учете освоения обучающимися образовате льных программ и поощрений обучающихся ОО; Положением о реализации образовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий ОО; иными нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность ОО при формировании ВСОКО. 1.4. В Положении использованы следующие понятия и термины: внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) - это функциональное единство должностных лиц, локальных регуляторов, процедур и методов оценки, посредством которых обеспечивается своевременная и полная информация о соответствии образовательной деятельности ОО требованиям ФГОС и потребностям участников образовательных отношений; качество образования — комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки о бучающегося, выражающая степень его соответствия ФГОС, федеральным г осударственным требованиям и (или) потребностям физического или юриди ческого лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том чи сле степень достижения планируемых результатов освоения основной образ овательной программы; качество условий – это выполнение санитарно-гигиенических норм организации образовательной деятельности; организация питания в образовательной организации; реализация мер по обеспечению безопасности обучающихся в организации образовательной деятельности; Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников, требования к условиям организации образовательной деятельности; независимая оценка качества образования (НОКО) - регламентируемый на федеральном уровне инструмент внешней оценки качества образования, осуществляемой официально уполномоченным оператором; основная образовательная программа (ООП) – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, структура которых задана требованиями ФГОС общего образования; внутришкольный контроль – общий административный контроль качества образования в ОО, основанный на данных ВСОКО и обеспечивающий функционирование ВСОКО; оценка (оценочная процедура) — установление степени соответствия фактических показателей планируемым или заданным в рамках основной образовательной программы; диагностика — контрольный замер, срез; мониторинг —длительное системное наблюдение за управляемым объектом; ВПР – всероссийская проверочная работа; ГИА — государственная итоговая аттестация; ЕГЭ — единый государственный экзамен; ОГЭ — основной государственный экзамен; КИМ — контрольно-измерительные материалы; НИКО – национальные исследования качества образования; НОКО – независимая оценка качества образования; ООП — основная образовательная программа; УУД — универсальные учебные действия; АООП – адаптированная основная образовательная программа; ОВЗ – ограниченные возможности здоровья; СанПиН – санитарно-эпидемиологические правила и нормы; ДОТ – дистанционные образовательные технологии; ЭО – электронное обучение. 1.5. ВСОКО функционирует как единая система контроля и оценки качества образования в ОО и включает в себя: субъекты контрольно-оценочной деятельности; контрольно-оценочные процедуры; контрольно-измерительные материалы; аналитические документы для внутреннего потребления; информационноаналитические продукты для трансляции в публичных источниках. 2. Организационная модель ВСОКО 2.1. . Организационная модель ВСОКО включает как взаимосвязанные следующие компоненты: функционал должностных лиц; локальные нормативные акты и программно-методические документы; предметы/направления, критерии/показатели оценки предметных и метапредметных результатов и диагностики личностных результатов; типы и виды контроля; формы и методы контрольно-оценочных и диагностических процедур; информационно-аналитические материалы; циклограммы и графики контрольно-оценочных и диагностических процедур; программно-аппаратное обеспечение, цифровые ресурсы. 2.2. Направления ВСОКО: оценка реализуемых образовательных программ; оценка условий реализации образовательных программ (по уровням общего образования); оценка достижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП по уровням общего образования оценка удовлетворенности участников образовательных отношений качеством образования в ОО. 2.3. Контрольно-оценочные и диагностические процедуры ВСОКО реализуют подходы, обозначенные в целевых разделах ООП по каждому уровню общего образования, в подразделах «Система оценки достижения планируемых образовательных результатов обучающихся». 2.4. Состав должностных лиц и их функционал представлен в Приложении 1 к настоящему Положению. 2.5. Критерии и показатели контрольно-оценочных и диагностических процедур представлены в Приложениях 2 – 6 к настоящему Положению. 2.6. Циклограмма контрольно-оценочных и диагностических процедур интегрирована с годовым планом административного контроля, который ежегодно утверждается приказом руководителя ОО об административном контроле, проведении самообследования и обеспечении функционирования ВСОКО. 3. Взаимодействие ВСОКО и ВШК 3.1. Оценочные мероприятия и процедуры в рамках ВСОКО проводятся в течение всего учебн ого года, результаты обобщаются на этапе подготовки ОО отчета о самообследовании. 3.2. Мероприятия ВШК являются неотъемлемой частью ВСОКО. 3.3. Основные мероприятия ВСОКО: оценка соответствия ФГОС реализуемых в ОО образовательных программ; контроль реализации рабочих программ; оценка условий реализации ООП в соответствии с ФГОС; контроль состояния условий реализации ООП и мониторинг реализации «дорожной карты» развития условий реализации ООП; мониторинг сформированности и развития метапредметных образовательны х результатов; оценка уровня достижения обучающимися планируемых предметных и мета предметных результатов освоения основных образовательных программ; мониторинг индивидуального прогресса обучающегося в достижении предм етных и метапредметных результатов освоения основных образовательных программ; мониторинг личностного развития обучающихся, сформированности личнос тных УУД; контроль реализации программы воспитания; контроль реализации программы коррекционной работы; оценка удовлетворенности участников образовательных отношений качеств ом образования; систематизация и обработка оценочной информации, подготовка аналитичес ких документов по итогам ВСОКО; подготовка отчета о самообследовании, в том числе для размещения на офи циальном сайте ОО. 3.4. Состав должностных лиц, выполняемый ими в рамках ВСОКО функционал, состав и с роки контрольнооценочных мероприятий определяются ежегодным приказом руководителя ОО об организации и проведении контрольно-оценочной деятельности и подготовке отчета о самообследовании. 3.5. Контрольно-оценочные мероприятия и процедуры в рамках ВСОКО включаются в годовой план работы ОО. 3.6. Данные ВШК используются для установления обратной связи субъектов управления качеством образования в ОО. 3.7. Данные ВШК выступают предметом различных мониторингов, перечень которых определен настоящим Положением. 4. Оценка содержания образования 4.1. Оценка содержания образования в ОО проводится в форме внутренней экспертизы ООП по уровням общего образования на предмет: соответствия ФГОС в части панируемых результатов; подпрограмм содержательного раздела; учебных планов (включая индивидуальные учебные планы) и плана внеурочной деятельности; соответствия учебного плана и плана внеурочной деятельности требованиям СанПиН; соответствия расписания учебных занятий требованиям СанПиН; реализации запросов родителей (законных представителей) и обучающихся; своевременности корректив и актуальности всех компонентов ООП; соответствия условий реализации ООП целям и задачам обеспечения качества образования; представленности цифровых образовательных ресурсов в Программе воспитания, Программе формирования и развития УУД. 4.2. Оценка содержания предусматривает: предваряющую оценку на этапе разработки ООП (проводится заместителями директора до ее публичного согласования и утверждения); ежегодную оценку на предмет актуальности, своевременности изменений (проводится заместителем директора в марте и (или) августе); проективную оценку на предмет предстоящей корректировки содержания (проводится заместителем директора в июне). 4.3. Оценка содержания образования проводится с использованием чек-листа, являющегося приложением к настоящему Положению (Приложение 2) 4.4. Оценка дополнительных общеразвивающих программ проводится только на этапе их внесения в школьный реестр дополнительных общеразвивающих программ по параметрам: соответствие тематики программы запросу потребителей; наличие документов, подтверждающих запрос потребителей; соответствие содержания программы заявленному направлению дополнительного образования; соответствие структуры и содержания программы региональным требованиям (при их наличии); соответствие форм и методов оценки планируемых результатов содержанию программы. 4.5. Перечень реализуемых дополнительных общеобразовательных программ обновляется ежегодно, с учетом достижений науки, техники, а также с учетом государственной политики в сфере дополнительного образования детей и запроса потребителей. 4.6. По итогам оценки основных и дополнительных общеобразовательных программ делается вывод об эффективности педагогической системы гимназии в отношении: обеспечения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся; интеграции урочной и внеурочной деятельности; инструментария формирующей оценки и ориентации учебных занятий на достижение уровня функциональной грамотности; культуры учебного взаимодействия педагогов и обучающихся; психолого-педагогического сопровождения самоорганизации и познавательной самомотивации обучающихся; проектной и исследовательской деятельности обучающихся; социального, научно-методического партнерства; деятельности внутришкольных методических объединений. 4.7. Оценка выполнения объема образовательных программ проводится в рамках административного контроля окончания учебного года. Данные о выполнении объема образовательных программ используются для своевременной корректировки образовательного процесса, включая применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. По результатам оценки образовательных программ выносится решение о внесении соответствующих изменений. Изменения вносятся на основании приказа руководителя ОО с учетом протокола согласования изменений со стороны методического совета гимназии. 5. Оценка условий реализации ООП 5.1. Оценка условий реализации ООП ОО (по уровням общего образования) требованиям ФГОС проводится в отношении: кадровых условий; психолого-педагогических условий; информационно-методических условий; материально-технических условий; финансово-экономических условий. 5.2. Оценка условий предусматривает: наличие в каждой ООП по уровню общего образования «дорожной карты» обеспечения и развития условий в соответствии с требованиями ФГОС общего образования; учет федеральных показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию; учет федеральных требований к содержанию отчета о самообследовании; использование аутентичных критериев оценки условий в соответствии с требованиями ФГОС общего образования. 5.3. Оценка условий реализации ООП проводится согласно Приложению 3 к настоящему Положению. 5.4. Результаты ежегодной оценки условий реализации образовательных программ включаются в отчет о самообследовании. Для отчета о самообследовании используются те же критерии, которые включены в структуру оценки условий реализации образовательных программ. 5.5. Оценка условий реализации дополнительных общеобразовательных программ проводится в рамках оценки условий реализации основных образовательных программ. Критерии, специфичные для оценки условий реализации дополнительных образовательных программ, формируются под промо-концепцию таких программ, по инициативе руководителя ОО. 5.6. Допускается отражать те или иные условия, необходимые для реализации конкретных рабочих программ или дополнительных общеразвивающих программ в их пояснительных записках. 6. Оценка образовательных результатов обучающихся 6.1. Оценка образовательных результатов представляет собой совокупность контрольнооценочных и диагностических процедур, направленных на констатацию степени достижения/недостижения обучающимися планируемых результатов освоения ООП по уровням общего образования: личностных, метапредметных, предметных. 6.2. Все группы образовательных результатов: личностные, метапредметные, предметные – оцениваются/ диагностируются в рамках: текущего контроля (контроля освоения тематических разделов рабочих программ); промежуточной аттестации (контроля освоения части ООП, ограниченной одним учебным годом. 6.3. Оценка предметных образовательных результатов интегрирована с подготовкой отчета о самообследовании по блоку «Качество подготовки обучающихся». Структура оценки предметных результатов отражена в Приложении 4. 6.4. Контрольно-оценочные и диагностические процедуры в части оценки образовательных результатов являются инструментом: мониторинга сформированности и развития личностных образовательных результатов (Приложение 5); мониторинга сформированности и развития метапредметных образовательных результатов (Приложение 6); мониторинга предметных образовательных результатов в разрезе дисциплин и курсов учебного плана (на основе сводной ведомости успеваемости); мониторинга индивидуального прогресса обучающихся в урочной и внеурочной деятельности (см. п. 6.6). 6.5. Оценка образовательных результатов учитывает также данные, полученные по итогам: ГИА; независимых региональных диагностик; ВПР; НИКО. 6.6. Индивидуальный прогресс обучающегося в урочной и внеурочной деятельности оценивается посредством: отметок сводной ведомости успеваемости; статистического учета единиц портфолио обучающегося; экспертного заключения на реализованный индивидуальный проект. 6.7. Данные об индивидуальном прогрессе обучающегося в урочной и внеурочной деятельности используются для решения текущих и перспективных задач психологопедагогического сопровождения образовательной деятельности школы. 6.8. Подходы, обозначенные в пп. 6.1. – 6.6. распространяются как на ООП, так и на АООП. 7. Административный контроль и объективность ВСОКО 7.1. Функционирование ВСОКО подчинено задачам внутришкольного административного контроля. 7.2. Административный контроль гарантирует объективность результатов ВСОКО. 7.3. В целях достижения объективности ВСОКО поддерживается единая культура педагогического коллектива в части оценочной деятельности, которая включает: наличие оценочных модулей во всех рабочих программах по дисциплинам и курсам учебного плана и курсам внеурочной деятельности; полное соответствие планируемых и оцениваемых результатов, их обязательная кодификация; доступность кодификаторов образовательных результатов как для обучающихся, так и для родителей (законных представителей); использование всеми педагогами уровневых оценочных материалов, позволяющих определять высокий, повышенный или базовый уровни освоения содержания рабочих программ; фиксацию высокого уровня освоения отметкой «5»; повышенного отметкой «4»; базового отметкой «3»; охват планируемых результатов блоков «ученик научится»; «ученик получит возможность научиться»; составление тематического содержания и оценочных инструментов для углубленных предметов с ориентацией на блок «ученик получит возможность научиться»; системную просветительскую работу с родителями (законными представителями) по вопросам оценки. 7.4. Взаимосвязь контрольно-оценочных и диагностических процедур ВСОКО и задач административного контроля обеспечивается: ежегодным приказом руководителем ОО об административном контроле, проведении самообследования и обеспечении функционирования ВСОКО; ежегодным планом административного контроля, в который встроена циклограмма контрольно-оценочных и диагностических процедур; системной управленческой аналитикой, основанной на данных ВСОКО в разрезе их востребованности для принятия управленческих решений. 8. ВСОКО и самообследования 8.1. Самообследование – мероприятие ВСОКО. 8.2. Отчет о самообследовании – документ ВСОКО (Приложение 7) с обязательным размещением на официальном сайте ОО. 8.3. График работ по самообследованию и подготовке отчета о самообследовании утверждается приложением к ежегодному приказу «Об административном контроле, проведении самообследования и обеспечении функционирования ВСОКО». 9. Мониторинги в рамках ВСОКО 9.1. В рамках ВСОКО проводятся обязательные мониторинги: достижения обучающимися личностных образовательных результатов; достижения обучающимися метапредметных образовательных результатов; академической успеваемости обучающихся, результатов ГИА, ВПР, НИКО, региональных диагностик; выполнения «дорожной карты» обеспечения и развития условий реализации образовательных программ. 9.2. По инициативе участников образовательных отношений и (или) в рамках Программы развития ОО могут разрабатываться и проводиться иные мониторинги. Перечень мониторингов фиксируется ежегодным приказом руководителя ОО об административном контроле, проведении самообследования и обеспечении функционирования ВСОКО. 9.3. Ежегодному анализу подлежат показатели деятельности ОО, выносимые в отчет о самообследовании. Результаты ежегодного анализа составляют аналитическую часть отчета о самообследовании, в соответствии с федеральными требованиями. 10. Документы ВСОКО 10.1. Документы ВСОКО — это совокупность информационноаналитических продуктов контрольно-оценочной деятельности субъектов ВСОКО, предусмотренные ежегодным приказом руководителя ОО об административном контроле, проведении самообследования и обеспечении функционирования ВСОКО. 10.2. К документам ВСОКО относятся: отчет о самообследовании; сводные ведомости успеваемости; аналитические справки по результатам мониторингов, результатам опроса удовлетворенности родителей (законных представителей), результатам плановых административных проверок и др.; аналитические справки-комментарии к результатам внешних независимых диагностик и ГИА; анкетно-опросный материал; шаблоны стандартизованных форм и др.; приложения к протоколам заседаний коллегиальных органов управления ОО. 10.3. Состав документов ВСОКО ежегодно корректируется, в зависимости от задач административного контроля в текущем учебном году. 10.4. Должностное лицо, координирующее своевременную и качественную подготовку до кументов ВСОКО, ежегодно назначается приказом руководителя ОО. 11. Заключительные положения 11.1. Настоящее Положение реализуется во взаимосвязи с Положением о фонде оплаты тр уда в ОО, Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля и промежут очной аттестации обучающихся, Положением об индивидуальном учете освоения обучаю щимися образовательных программ и поощрений обучающихся. 11.2. Изменения в настоящее Положение вносятся согласно порядку, предусмотренному Уставом ОО. 11.3. Основания для внесения изменений в настоящее Положение: изменение законодательства в сфере образования, в том числе принятие нов ой редакции ФГОС ОО; существенные корректировки смежных локальных актов, влияющих на соде ржание ВСОКО. 11.4. Текст настоящего Положения подлежит размещению в установленном порядке на оф ициальном сайте ОО.