Образовательная программа основного общего образования ФГОС 5-9 кл
Описание образовательной программы
1.1
Пояснительнаязаписка
Основная
образовательная программа основного общего образования (далее ООП ООО) МКОУ КГ №1г. Кизляра разработана на основе:
· Конституции
РоссийскойФедерации.
·
Конвенции о правахребёнка.
· Закона
РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г № 273-ФЗ (ст. 12, 13,
15, 16).
· Закона
Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка».
· Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования
(утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года
№1897).
· Федерального перечня учебников
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования утвержденного приказом Министерства просвещения РФ
от 20.05.2020 № 254
· Постановление Главного
государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № СП 2.4.3648-20,
Санитарные правила Главного государственного санитарного врача России от
28.09.2020 № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
·
Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования»;
·
Приказ Министерства образования
и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413
«Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования»;
·
Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 5 марта 2004г. № 1089 « Об
утверждении федерального компонента
государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего
и среднего (полного) общего образования»
(С изменениями и дополнениями от:3 июня 2008 г., 31 августа, 19 октября 2009
г., 10 ноября 2011 г., 24, 31 января 2012 г., 23 июня 2015 г., 7 июня 2017 г.)
·
Письмо Министерства образования и науки РФ от 25 мая 2015 г. № 08-761
«Об изучении
предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и « Основы
духовно- нравственной культуры народов России».
·
Закон РД «Об образовании в Республике Дагестан» от 15 июня 2014 года № 48;
·
Постановление Правительства РД от 15 октября 2015г. № 289 «О дополнительных
мерах по изучению русского языка и
языков народов Дагестана»,
·
Письма Минобрнауки России от 18.08.2017г. №09-1672 «Методические
рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках основных общеобразовательных программ,
в том числе в части проектной деятельности».
·
Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным образовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования , утвержденного приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
·
федерального перечня учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 20.05.2020 № 254;
·
перечня организаций,
осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования,утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 №
699 .
·
Единого квалификационного справочника должностей руководителей,
специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей
работников образования» (утверждён приказом Министерства здравоохранения и
социального развития от 26.08.2010 г №761-11).
·
Устава МКОУ КГ №1 г. Кизляра
·
Программы развития МКОУ КГ №1 г.Кизляра.
·
Положения:
ООП ООО МКОУ КГ №1 разработана с учётом
рекомендаций Примерной основной образовательной программы, особенностей
образовательной организации, образовательных потребностей и запросов
обучающихся и их родителей (законных представителей).
Основная
образовательная программа основного общего образования МКОУ КГ №1 разработана
образовательной организацией самостоятельно, с привлечением органов
самоуправления, обеспечивающих государственно-общественный характер управления
образовательной организацией. ООП ООО определяет цели, задачи, планируемые
результаты, содержание и организацию образовательной деятельности на уровне
основного общего образования. ООП ООО направлена на формирование общей культуры,
духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное
развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся. ООП ООО
обеспечивает их социальную успешность, развитие творческих способностей,
сохранение и укреплениездоровья.
Основное общее образование может быть получено:
·
в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в очной форме,
обучение на дому ( по состоянию здоровья ),
·
вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в
форме
семейного образования.
Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Срок получения основного общего образования
составляет пять лет, а для лиц с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидов при обучении по адаптированным основным образовательным программам
основного общего образования, независимо от применяемых образовательных
технологий, увеличивается не более чем на один год. Основная образовательная
программа основного общего образования реализуется в МКОУ КГ №1г.Кизляра через
урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных
санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Внеурочная деятельность организуется по
направлениям развития личности (духовно- нравственное, физкультурно-спортивное
и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких
формах, как кружки, секции, краеведческая работа, научно-практические
конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные
исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения
и т.д.
Основная образовательная программа основного общего образования рассмотрена
на
заседании
педагогического совета МКОУ КГ №1 и
утверждена решением педагогического совета (протокол № 1 от 30.08.2021 года).
1.1.1.
Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного
общегообразования
Целями
реализации основной образовательной программы основного общего образования МКОУ
КГ №1г.Кизляра являются:
-достижение
выпускниками планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и
компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными,
государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного
возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
-становление
и развитие личности обучающегося в ее самобытности, уникальности,
неповторимости.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации МКОУ КГ №1 г. Кизляра основной образовательной программы основного
общего образования предусматривает решение
следующих основных задач:
·
обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (ФГОСООО);
·
обеспечение преемственности начального общего,
основного общего, среднего общего образования;
·
обеспечение доступности получения качественного
основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения
основнойобразовательной
программы
основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми- инвалидами
и детьми с ОВЗ;
·
установление требований к воспитанию и
социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему
усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного
психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию
образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на
соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых
условий для еесамореализации;
·
обеспечение эффективного сочетания урочных и
внеурочных форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников
образовательныхотношений;
·
взаимодействие образовательной организации при
реализации основной образовательной программы с социальнымипартнерами;
·
выявление и развитие способностей обучающихся, в
том числе детей, проявивших выдающиеся
способности, детей с ОВЗ и инвалидов, их интересов через систему клубов,
секций, студий и кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с использованием
возможностей образовательных организаций дополнительного образования;
·
организацию интеллектуальных и творческих
соревнований, научно-технического творчества, проектной и
учебно-исследовательскойдеятельности;
·
участие обучающихся, их родителей (законных
представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и
развитии внутришкольной социальной среды, школьногоуклада;
·
включение обучающихся в процессы познания и
преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района,
города) для приобретения опыта реального управления идействия;
·
социальное и учебно-исследовательское
проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке
педагогов, психолога, сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями
профессионального образования, центрами профессиональнойработы;
·
сохранение и укрепление физического,
психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение
ихбезопасности.
Основная образовательная программа формируется с учетом
психолого- педагогических особенностей развития детей 11–16 лет, связанных:
·
с переходом от учебных действий, характерных для
начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной
общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять
принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной
деятельностью на уровне основной школы в единстве мотивационно-смыслового и
операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в
форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося – направленности
на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и
самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в
организации учебногосотрудничества;
·
с осуществлением на каждом возрастном уровне
(11–12 , 13–14,15-16 лет), благодаря развитию рефлексии общих способов действий
и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного
преобразования учебных действий: моделирования, контроля и оценки и перехода от
самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач кразвитию
способности проектирования собственной учебной деятельности и построению
жизненных планов во временнóйперспективе;
·
с формированием у обучающегося научного типа
мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и
закономерности взаимодействия с окружающиммиром;
·
с овладением коммуникативными средствами и
способами организации кооперации и сотрудничества, развитием учебного
сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем исверстниками.
Переход обучающегося в основную школу совпадает с
первым этапом подросткового развития - переходом к кризису младшего
подросткового возраста (11–13 лет, 5–7 классы), характеризующимся началом
перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим
новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие
самосознания – представления о том, что он уже не ребенок, т. е. чувства
взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правилами и
ограничениями, связанных с моралью послушания, на нормы поведениявзрослых.
Учет особенностей подросткового возраста,
успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы,
качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с
адекватностью построения образовательного процесса и выбором условий и методик
обучения.
Объективно необходимое для подготовки к будущей
жизни развитие социальной взрослости подростка требует и от родителей (законных
представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье,
смены прежнего типа отношений нановый.
1.1.2.
Принципы
и подходы к формированию образовательной программы основного общегообразования
Методологической основой ФГОС является
системно-деятельностный подход, который предполагает:
·
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих
требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам
построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности,
диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и
поликонфессиональногосостава;
·
формирование соответствующей целям общего
образования социальной среды развития обучающихся в системе образования,
переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе
разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы
достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного
развитияобучающихся;
·
ориентацию на достижение основного результата
образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий,
познания и освоения мира личности обучающегося, его активной
учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию
и непрерывномуобразованию;
·
признание решающей роли содержания образования,
способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в
достижении целей личностного и социального развитияобучающихся;
·
учет индивидуальных возрастных, психологических и
физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и
форм общения при построении образовательного процесса и определении
образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
·
разнообразие индивидуальных образовательных
траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе детей,
проявивших выдающиеся способности, детей-инвалидов и детей сОВЗ.
Содержание основной образовательной программы
основного общего образования сформировано с учётом социокультурных особенностей
и потребностей Республики Дагестан.
Учебный план школы содержит две составляющие:
обязательную часть и вариативную, включающую в том числе внеурочную
деятельность.
Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся
определены в соответствии с действующими санитарными нормами.
Основная образовательная
программа предусматривает:
•
достижение планируемых
результатов освоения основной образовательной программы основного общего
образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными
возможностямиздоровья;
•
выявление и развитие способностей
обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий
и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе
социальной практики, с использованием возможностей образовательных организаций
дополнительного образования детей;
•
организацию интеллектуальных и
творческих соревнований, научно-технического творчества и
проектно-исследовательскойдеятельности;
•
участие обучающихся, их родителей
(законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании
и развитии внутришкольной социальной среды;
•
использование в образовательной
деятельности современных образовательных технологий деятельностноготипа;
•
возможность эффективной
самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогическихработников;
•
включение обучающихся в процессы
познания и преобразования внешкольной социальной среды посёлка для приобретения
опыта реального управления идействия.
МКОУ
КГ №1 г. Кизляра –
общеобразовательная организация. Деятельность педагогического коллектива МКОУ КГ №1ориентирована на практическое освоение современных
активных методов и технологий обучения и воспитания на основе
личностно-ориентированного подхода, что соответствует требованиям федерального
государственного образовательного стандарта.
Технологичность
образовательной деятельности обусловлена:
·
ориентацией на использование
информационно-коммуникационных технологий в сочетании со
здоровьесберегающими технологиями и технологиями личностно- ориентированного
обучения: проблемными, развивающего обучения, рефлексивного обучения,
технологиями развития критического мышления, проектными, диалоговыми,
исследовательскими способствующими формированию универсальных учебных действий
обучающихся;
·
выбором разнообразных способов оценки и учета достижений
школьников, в том числе основанныхнасамооценочныхпроцессах («Портфолио», «Лист
индивидуальных достижений учащегося», психолого-педагогические «Карты
индивидуального развития»).
·
МКОУ КГ №1 включена в федаральный проект ЦОС, с 1.09.2021
года запущена работа на платформе « СФЕРУМ».
Для внедрения в образовательную
деятельность информационно-коммуникационных технологий в школе созданы
возможные условия:
·
обеспечен доступ в сеть Интернет; постоянно функционирует
электронная почта;
·
имеется
сайтгимназии;
·
имеется оборудованный кабинет информатики на 11 рабочих
мест со свободным доступом и выходом в Интернет из каждого учебногокабинета.
В целом в организации образовательной
деятельности имеется возможность использования интерактивных досок, принтеров,
мультимедийных проекторов.
МКОУ КГ №1г. Кизляра как
образовательная организация, реализующая основную образовательную программу
основного общего образования, обязуется обеспечить ознакомление обучающихся и
их родителей (законных представителей) как участников образовательных
отношений:
·
с Уставом гимназии;образовательной
программой основного общего образования и другими документами,
регламентирующими осуществление образовательнойдеятельности;
·
с их правами и обязанностями в
части формирования и реализации основной образовательной программы основного
общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и
уставом образовательнойорганизации.
Цель деятельности школы: всестороннее
развитие личности каждого обучающегося, максимальная реализация его творческих
и интеллектуальных способностей.
Миссия школы: выполнение
социального заказа общества, родителей, направленного на формирование
общечеловеческих ценностей. Главным ориентиром является максимальная реализация
возможностей школьника, выпускника в обществе, проявляющаяся посредством
становления достойного гражданина Отечества, представителя национальной
интеллигенции, способного к саморазвитию, самоопределению,
самосовершенствованию и созиданию.
Культурно-образовательное пространство
школы основного общего образования является неотъемлемой составляющей единой
целостной системы непрерывного школьного образования, включающей три этапа
возрастного развития: начальное общее образование –
«школа развития», основное общее
образование – «школа выбора», среднее общее образование – «школа
самоопределения». Основное общее образование является звеном в непрерывной
системе образования школы и осуществляет преемственные связи с начальным
образованием через организацию.